Для получения помощи присылайте Ваше обращение на адрес zapravdu06@mail.ru или воспользуйтесь Формой для обращений ✉️.

Фонд помощи семьям участников СВО
"ZА-ПРАВДУ"

Во имя жизни, все ради победы!

Telegram

Агазарян А. Р.

Головин В. И.

Ковалев А. И.

Лацановски Л. О.

Мелиев У. Д.

Пантелеева Ю. В.

Полагаев А. С.

Попов Д. С.

Реутов А. Д.

Романова А. С.

Интервью с первым Президентом Республики Ингушетия  и основателем Горского кадетского корпуса  Русланом Султановичем Аушевым

Сегодня Горский кадетский корпус отмечает свое тридцатилетие.

За эти годы корпус дал путевку в жизнь 741 выпускнику. Многие из них, продолжив службу в рядах Вооруженных сил, получили государственные награды за проявленные героизм и мужество. Есть среди бывших кадетов главы городских администраций, депутаты законодательных собраний, видные врачи, работники правоохранительных органов, ученые, журналисты.

О том, как создавался Горский кадетский корпус имени А.Д. Цароева и почему он не имеет аналогов, рассказывает Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Руслан Аушев:

— Став в 1993 году главой Ингушетии, я столкнулся со множеством самых разных проблем. И одной из них была острая нехватка кадров. В тех новых непростых условиях требовались новые люди — энергичные, хорошо образованные, обладающие глубокими знаниями в области рыночной экономики, военного дела, политики, уважающие наши исторические традиции и культуру. Я полагал, что только таким людям можно было доверить будущее республики.

Если мы вспомним мировую историю, то сразу выяснится: многие выдающиеся деятели прошлого вышли из военной среды, были воспитанниками кадетских корпусов, Суворовских военных училищ. Поэтому и появилась идея создания Горского кадетского корпуса, где молодые люди могли бы получить достойное военно-светское образование с учетом наших национальных традиций.

Мои коллеги встретили это предложение с пониманием. Горский кадетский корпус! Он и тогда был один на всю Россию, и сейчас таких больше нет — и у нас в стране, и в мире.

Что значит Горский? Учащиеся с первых же дней обучения должны были ощутить свою принадлежность к лучшим традициям нашего народа. Тут и форма одежды была особая, и всякие ритуалы. У горцев совсем другой взгляд на многое в жизни.

«Если вы хотите иметь достойную смену, настоящих патриотов, сильных, смелых, то относитесь к кадетам как к своим родным детям»

Кстати, с самого начала мы не ставили перед собой цель воспитать исключительно будущих воинов, нет, задача была другой: дать всесторонние знания, получить на выходе образованных людей, нацеленных на энергичную работу в интересах нашей родины. Государственных служащих, ученых, бизнесменов, деятелей науки и культуры. Элиту!

С самого начала репутация у этого учебного заведения была такой высокой, что попасть в число кадетов мог далеко не каждый. Следовало пройти через строжайший отбор. Учитывались и знания, и физическая закалка, и морально-волевые качества. Конкурс проходил в несколько этапов: сначала в школах, потом в районах и, наконец, на республиканском уровне. Когда наступала пора приемных экзаменов для тех, кто прошел все предварительные ступени отбора, я лично контролировал чистоту процесса, например, просил в последний момент менять темы сочинений.

На курс принимали всего сорок пять человек. Семь лет учебы под руководством самых лучших педагогов. Зарплату учителям установили значительно выше, чем в обычных школах.

Я исходил из того, что нельзя превращать кадетский корпус в институт перевоспитания трудных подростков или в некое подобие «дисциплинарного батальона». И по-прежнему стою на своем: в это учебное заведение должны отбираться лучшие из лучших.

Сразу было решено в живописных предгорьях построить современный комплекс: учебный корпус, спортивные сооружения, включая бассейн, спальные помещения, столовую, летний лагерь для полевых занятий.

— Что значит обучение горским традициям? Можно подробнее об этом?

— Кадетов учили, как седлать коня, как танцевать лезгинку, как относиться к тем, кто старше тебя. Много есть тонкостей. И каждый год лучшим курсантам перед строем вручали кинжалы.

В 2001 году состоялся первый выпуск. Все до одного выпускники успешно сдали вступительные экзамены в самые престижные вузы, кто-то пошел в военные училища.

Оправдались ли мои ожидания? Теперь, по прошествии трех десятков лет, можно с уверенностью сказать, что да. Эти семь лет, проведенные в кадетском корпусе, стали для его учеников хорошей стартовой базой. Я и прежде так считал, наблюдая за теми своими сослуживцами, которые обучались в Суворовских военных училищах советского времени. Тот же генерал Борис Всеволодович Громов — выпускник калининского СВУ, блестящий командарм в Афганистане, известный российский политик. Или другой генерал, мой близкий друг Валерий Александрович Востротин, он окончил СВУ в Свердловске, легендарный десантник, настоящий герой.

— Ходит такая легенда, что вы тоже преподавали в кадетском корпусе, причем необычную дисциплину — преферанс. Это правда?

— Да. Я считаю, что будущий командир обязательно должен научиться хорошо играть в шахматы и в преферанс. Когда был первый выпуск, я даже экзамены у ребят принимал, проверял их готовность не оплошать, если доведется сесть за карточный стол.

— А в других дисциплинах кадеты как себя проявляли?

— Помню, в 1997 году приехал к нам в Ингушетию министр обороны Грузии. Попросил, чтобы мы показали ему Горский кадетский корпус: «Можно посмотреть, как у вас там все устроено?» Пожалуйста. Кадеты построились. Он спрашивает: «Кто может отжаться пятьдесят раз — поднимите руки». Все до единого подняли. «А кто может отжаться сто раз?» Каждый пятый поднял руку. Министр был в сильном удивлении.

Не знаю, как сейчас, а тогда каждый год проводились всероссийские смотры среди воспитанников кадетских корпусов и школ. Председателем жюри был как раз генерал-полковник Валерий Востротин. Он мне звонил потом и каждый раз произносил одну и ту же фразу: «Руслан, твои опять самые лучшие».

Когда я приезжаю в республику, то обязательно кто-то из выпускников ко мне приходит. Бывает, и целыми делегациями являются. Так было, например, когда недавно скончался мой брат — пришли, чтобы выразить соболезнование.

— С какими словами вы бы хотели обратиться сейчас к своим воспитанникам и их педагогам?

— В первую очередь я хотел бы обратиться к руководству республики, ее главе, членам правительства Ингушетии. Если вы хотите иметь завтра достойную смену, настоящих патриотов, всесторонне образованных, сильных, смелых, то относитесь к кадетам как к своим родным детям. На долю нашего народа выпало много серьезных испытаний. Сейчас за сиюминутными заботами, за решением текущих проблем нельзя упускать стратегическую задачу — воспитание нового человека, созидателя, творца, защитника.

Российская газета — Федеральный выпуск: №106(9348)